Друзья,
вчера я был на концерте в камерном зале Капеллы в Санкт-Петербурге.
Сильнейшее впечатление. И дело не только в том, что ,честно говоря, я не думал, что когда-либо смогу попасть на концерт Хопкинсона Смита. И не в том, что я занимаюсь лютней.
Музыкальный уровень исполнения был потрясающий, такие концерты мне приходилось видеть только в записи. Первое, что приходит в голову это поздние концерты Горовицв.
Смит играет тихо (об этом мне уже говорил один из друзей, бывавших на его концертах). По моим ощущений он просто играет естественно, не пытается форсировать звук, чтобы озвучить зал. У меня создалось впечатление что он часто начинает как бы въигрываясь в пьесу, нащупывая ее. Очень часто такая манера вызывает какие-то упреки (мол не отработано ,профессионалн не должен итд). Но мне как раз наоброт это ближе всего.. мне нравится ощущение, что музыкант как бы каждый раз проверяет собой пьесу, начинает лепить ее заново, музыка в каком-то смысле сочиняется прямо сейчас, вырастает понемногу как дерево. Разве не в этом подлинный смысл исполнительства? Исскуства вообще? Художественного мироощущения? Не сымитировать, но создать подлинность реальность, столкнуться и столкнуть с ней, или врасти в нее, влиться...
Когда я слушал у меня не было ощущения звука, музыкальной фразы, точной или неточной техники (кстати, возраст уже дает о себе знать и ошибки были, но - еще одно сравнени с поздни Горовицем - это никакого значения не имеет.... представьте великого актера, который вышел играть Лира и его дикция может уже не всегда совершенна, но образ и характер настолько убедителен.. разве нам помешает что мы не разбираем какие-то отдельные слова, когда мы сами с ним проживаем смысл?)... Не было темпов и их соотношения, не было удачной атаки или не очень... были образы, или даже не образы, а смыслы, истории, превращения, была жизнь, наполнения сомнениями, радостью, волнением.. смирением и заносчивостью... чего стоит одна только Фантазия Доуленда! - это почти Бах... (или может быть Джон Донн?) - и как она была исполнена... я был там, и я прошел с ним каждый шаг. В этом концерте было все то, ради чего по моему ощущению все это вообще стоит затевать. То, ради чего нужно музыка, то, что она есть...
Я хотел написать по-другому, но сейчас не могу и не хочется... может позже напишу непосредственон по репертуару.
Я не делаю записей и фотографий обычно, хотя меня с фотографировали с маэстро, но я думаю без этого снимка можно обойтись)))
Несколько ,может быть, моментов для интересующихся: мне удалось немного пообщаться с маэстро, и даже взять несколько аккордов на его инструменте. При мне ему задавали вопросы о конструктивных особенностях (разный материал и проч) - он отвечал вполне конкретно, но как-то намекал, что это в общем-то не очень важно. Лютня старая, затертая, звучит она хорошо, но я бы не сказал ,что обладает какими-то особенными качествами... в атаке звук довольно округлый, не острый, напоминающий, может быть, немного романтическую гитару с жильными струнами. Очень хороший и ровный баланс. Когда Смит играет басы они звучат очень округло мягко и точно.. но это скорее связано с дыханием, ощущением времени исполнителя, и умением передать его на инструменте, чем с самим инструментом. Натяжение слабое. Как я понял строй еще был опущен в фа, по его объяснению из-за акустики данного зала (во время концерта было общее ощущение также что звучит низко). Струн стояли разные: на первых хорах нейлон, на 4-м карбон, на остальных найлгат, басы с оплеткой тоже видимо Аквила - поскольку все бронза. Его спросили насчет жильных струн: он сказал ,что это слишком не практично... и добавил ,что струны не имеют значения, главное "как ваши пальцы смогут передать вашу душу" - так и сказал))) При этом с таким выражением что это совершенно не звучало пафосно.
|