Цитата:
Единственное, я не очень понял, что Orseolo имел в виду, когда противопоставлял аутентистов и мэтров-классиков. Если он имел в виду вообще аутентистов, а не только отечественных, то я с ним категорически не согласен. Жорди Саваль - без преувеличения великий музыкант, который выдержит сравнение вообще с кем угодно. Лучшая запись сонат и партит Баха, которую мне довелось слышать - не Энеску и не Менухин, а Амандин Бейер на барочной скрипке, сделанной к тому же современным мастером. Да и многие современные классические исполнители мне гораздо больше по душе, чем старые классики, как раз потому, что они начали перенимать кое-что из опыта аутентистов. Так что, тут дело вкуса
Я имел ввиду аутентичность в том смысле, в каком я понимаю дух самой музыки.
Это, наверное, долгий разговор.... но, мне кажется, само возникновение аутентичной практики появилось как реакция на кризис традиционной исполнительской школы (причины кризиса тоже тут нет возможности указывать)... мне кажется, что по сути своей историческое исполнительство очень современно))))
Концепция историцизма просто стала основой для новой парктики, кстати движущей силой на мой взгляд являлись (по крайней мере до конца 20-го века) композиторы - они как бы на передовой и через их творчество выразился в том числе и интерес к возрождению старинной музыки в первую очередь, который подтолкнул и исполнителей... поэтому кстати мне приходилось замечать, что профессиональные коллективы исполнители старинной музыки нередко исполняют музыку современных композиторов.
По сути HIPP - это современная практика с нуля, стала искать обоснование своей эстетики, выстраивать ее. Ведь обращение к прошлому не означает традиции, традиция как раз была за плечами у романтиков... здесь "историцизм" предмет, но концепция и эстетика абсолютно совеременные, в раних формах даже крайне современные (с таким нацно-позитивстким задором) , и сама тема эстетики не делает нас автоматически наследниками традиции. Такой традиции нет.
Сейчас постепенно сложилось что-то вроде зачактков традиции: закрепились понятия, представления... но все это современно, просто предмет, материал исторический.
Кризис традиционной - романтической школы - довольно протяженный по времени - последние великие дирижере для Фуртвенглер, Клемперер, Вальтер, например,... такие случаи как Карлос Кляйбер в его поколении исключение.
Солисты - Горовиц, Менухин, Казаль, Корто, опять Горовиц, и, наверное, еще раз Горовиц... даже они уже как бы единичны для меня (я не могу поставить рядом с ними ни Рихтера, ни Микелянджели, ни Липати ни многих других признанных).
Отдельно я выделю Гульда безусловно.
Так вот когда я говорю об аутентичности, я имею ввиду, что, несмотря на все изменения в инструментах, в составах оркестрах ,в эстетике, произошедших, например, со времен Баха до середины 20-го века... у этих "последних романтиков" осталась преемственность - не было такого обрыва в традиции, который произошел позже, когда музыканты явно просто перестали понимать самые основы языка европейской музыке, когда акценты, динамика, агогика иногда выстраивается буквально поперек смысла произведения.
А для Футра ии Горовица это все естественно.. их бабушки еще с Шуманом в гостиной чай пили и с Мендельсоном в четыре руки наигрывали, а для Шумана кадансы и модуляции еще такие же живые средства языка ,как для Баха и Моцарта...
Так и с аутентистами у меня - вот Саваль прекрасный действительно и слышит все замечательно, или Штаер чудесно тоже играет.
А Арнокур и Леонхардт. Я просто не понимаю... как будто они с другой планеты... представьте себе актера который выходит и начинает с выражением читать "Мой дя, дЯсам, ыхчетныхпрА, вилког - Да! - нефшу... " итд. Вот так мне это слышится иногда (не только у некоторых аутентистов но и современных традиционных исполнителей).
ПС
А насчет вкуса))) Ну, я вроде бы и соглашусь - толерастность обязывает)))... но вкус ведь не взялся ниоткуда, а формируется особенностями восприятия, которые будучи осмысленными оказываются личной позицией)))
Так что в общем да, все,что я написал выше - дело вкуса - на том и стоим - посему прошу не серчать....)))
Извините, что длинно.