Друзья,
«Другой» он ведь не только в другой стране или в другой эпохе, он за соседним столом, или даже за тем же столом…. я думаю, дистанция тут определяется не расположением тела в пространстве и времени. Тут можно смотреть исторически – и тогда мы видим какие-то локализованные эпохи, культуры, их развитие, угасание... такая линейная проекция времени (в общем тоже характерная для нашего времени). И можно смотреть индивидуально: когда соприкасаешься с подлинным произведением искусства сила воздействия такова, что оно образует единственную достоверную реальность, все остальное отступает на задний план, тут и ощущение времени иное и расстояния меряются по-другому. По сути, наверное, культура может быть только индивидуальной – все остальное, все что шире личного - это попытки найти контакт, выработать конвенцию… откуда формируются и условная культурная общность.
Языки это конвенциональные системы – язык в бытовом использовании достаточно ясно определен, все как бы «понимают» его условность, ведь даже когда мы говорим «стол», не конкретизируя, мы имеем ввиду каждый свое представление о столе, и при всей общности – это разные представления, что уж говорить об абстрактных понятиях, типа любви или веры? И все проблемы коммуникации возникают как правило не только из-за несовершенства конвенциональной системы (она и не может быть совершенной), а из-за того, что забывают про ее условность, и полагают, что собеседник понимает слова точно также, как и я. Из-за этого страдают и религия и философия, когда пытаются условным методом донести безусловное – в таких случая всегда есть возможность все перетолковать и перевернуть с ног на голову и любые благие намерения проповедника могут обернуться катастрофой. На мой взгляд тут ест два способа избежать этого: первый – это использование художественного языка (искусство), второй диалектический – поддержание диалога по возможности, не стремиться в диалоге или споре любой ценой отстоять свою точку зрения и на этом закончить, положить готовое решение на «полку готовых понятий» и приводить в дальнейшем не обдумывая, но стремиться только уточнить и прояснить сам вопрос, то есть говорить,переспрашивать, уточнять, сомневаться, снова уточнять, чтобы вопрос всегда проверялся на жизнеспособность, чтобы наше «небо идей» не окаменело незаметно…))) Язык бытовой достаточно конкретен, но цена этой конкретности – его крайняя условность, допущения, он имеет подчеркнутый характер медиума, он сам собой ничего не образует, он только передает более или менее условно. Художественный язык, в том числе и музыкальный, далеко не так конкретен, но зато он точен в передаче смыслов. Более того, я убежден, что он не является медиумом, он не передает мировоззрение, реальность, смыслы он воплощает и создает их.
Говоря о европейской музыке – тональной в первую очередь – у нас есть прекрасная база, ее длительное существование и наша близость к ней , ее удивительно развитый художественный язык (язык здесь не на индивидуально авторском уровне, а на общекультурном). В центре и основе ее всегда гармония – и это начинается уже более менее с Палестрины и заканчивается Бергом, а барокко – это своего рода кульминация. Мелодию в тональной музыке можно рассматривать, как ипостась гармонии. Ритм и метр в тональной музыке он тоже тесно связаны с ней. Конечно, это крайне обобщенное рассмотрение, но и предмет тоже очень общий. Я хочу сказать, что имея пред глазами только ноты – мы уже имеем достаточно для реализации этой музыки, если наши уши еще «помнят» и слышат тональные связи, базис этого художественного языка. И какие бы инструкции и указание мы не находили в источниках, мы не должны использовать их в ущерб логике тонального языка. Мы можем попробовать, поискать, подумать – почему дана такая рекомендация: может, мы что-то не так понимаем, а, может, указание просто слишком общее и если интерпретировать его индивидуально, то оно только подчеркнет тональную связь, пробовать нужно… но нельзя использовать эти указания, не понимая, чему именно они служат. Кроме того, бывают случаи, когда какой-то современный исполнительский прием выполняет по сути туже функцию и никак не влияет на смысл, тогда, может быть, и необязательно следовать исторической рекомендации (можно для нюанса, окраски, но не обязательно). Этот принцип в целом мне кажется залог жинеспособности исполнения, даже если пренебречь всеми указаниями, но показать гармонию - исполнение будет более менее живым адекватном, но сколько бы мы не расставляли артикуляцию "по правилам" и не натягивали жильные струны - это без толку, если мы не сможем показать логику форму: каденций, модляций... Конечно, такой осознанный подход возможен только со стороны зрелых музыкантов, так - в практике преподавания всегда придется учить какому-то одному подходу (часто просто без объяснений , давая его ,как безусловную установку), который будет потом переосмыслен способным учеником.
Уважаемый Tanedores очень справедливо затронул практический вопрос…. Естественно культура бытует в ее практическом воплощении (и искусство, как я попытался показать выше, самый непосредственный – от личности к личности – способ ее формирования, не скажу – отражения). В начале мы интересуемcя чем-то конкретным, а потом уже сталкиваемся с вопросом традиций и проч. (а некоторые и не сталкиваются). И воостановление традиции невозможно - скорее речь может идти о более-менее успешным сохранении преемственности... по сути я лично, занимаясь игрой на лютней, пытаюсь сохранить - как ни странно - преемственность скорее с Сеговией, чем с исполнителями трехсотлетней давности. Понимаете, дерево должно вырасти, ветки не могут просто из воздуха расти... бывает ,конечно, гении - их пути неисповедимы, но мы говорим все-таки об общей практике доступной для всех. Но, говоря об искусстве, с другой стороны мы имеем тоже возможность приобщиться к этой прямой связи. В общем я только что вдруг понял, что традиция - не линейна... она вообще со временем очень условно связана, традиция это просто общность: мы как бы все сейчас и Бах, и Милано, и Менухин, и Гульд, если мы понимаем друг друга...
Если позволите, я приведу один чисто практический момент, который меня сразу привлек и увлек, хоть я и не сразу понял в чем именно дело – а именно, это эстетика звука. Это, навреное, одно из ключевых отличий в общем-то, ведь и 19-й и 17-й век принадлежат к одной музыкальной традиции (имея ввиду тональность), однако разница именно в понимании звучания в первую очередь, мне кажется.
Что особенного собственно в звуке (звучании) в старинном исполнительстве? Этот вопрос так или иначе затрагивает и лютье и музыкантов. Мастер, пытаясь воспроизвести конструкцию, идет к звуку ,как к результату, который до известной степени может быть для него неожиаданным. Я за некоторое время слышания и незначительное время посредственной игры заметил, что есть два показателя, по которым я бы мог для себя определить отличие «старинного» звучания от современного. Возьмем современный инструмент (скрипка, рояль, классическая гитара - не важно)
1) С начала 19-го века солист активно конкурирует с большим оркестром, ему нужно быть и громче, и ярче и, скажем так, индивидуальней…. В современных инструментах звучание ориентировано на подчеркивание того, что он солист, что он – один… даже эстетика звучания интервалов и аккордов – это как бы эстетика одного голоса. Причем (дорого dmmdved –мы вот касались романтизма – это чисто-романтическая концепция: я, индивидуальность здесь понмиается только как противопоставление миру, толпе, обществу – «я один, вас много».
2) Другой момент – это способность к непосредственной имитации, инструменты могут изображать все, что угодно: птичек, поезда, ветер, шаги, лягушек… конечно, не только конкретные вещи, но общая эстетика такова, что звук в руках музыканта должен быть способным подражать чему угодно самым непосредственным образом. Речь идет именно о внешней имитации подражание другим звукам.
Старинный инструмент 1) Мне кажется в противоположность современным звучание старинных нацелено на консорт, более того - оно настолько насыщено, что даже сольный голос воспринимается, как созвучие (то есть ровно наоборот). При этом не теряется индивидуальный характер – почему? Из-за второго отличия…
2) Я полагаю – мне так слышится по крайней мере – что старинные инструменты (все, не только духовые) ориентировались на подобие (не подражание!) только одному – человеческому голосу. Вообще в духе эстетики тех времен не буквальная имитация, а художественное воплощение (вспомните многочисленные «Звонницы» - они весьма условно напоминаю реальные колокола, но зато отлично передают дух колокольной звонницы). Они пытались сымитировать голос не подражая звуку буквально, но сущностно… человеский голос в звуковом отношении сложен и очень богат. В связи с этим я думаю и нацеленность на звучание в косорте не противоречит этому условия. Старинный консорт или оркестр тоже как бы пытается воссоздать голос. Возможно, поэтому звучание старинного инструмента более интимно, оно как бы ориентировано внутрь – это тоже я, тоже личность, которая сложна и многогранна внутри самой себя…
(Немного рискованная параллель - это иконописная живопись и западноевропейская картина с перспективой. взгляд внутрь - взгляд наружу.)
Конечно, подчеркну – это очень обобщенные идеи– но, открывая очередное произведения, беря в руки другой инструмент, мы сразу сталкиваемся, как раз с проявлением этой новой «личности», в которой все обобщее будет только своим индивидуальным, конкретным, то есть живым.
Последний раз редактировалось Orseolo 16 ноя 2012, 11:44, всего редактировалось 1 раз.
|