Я прошу прощения у Orseolo за невнятный комментарий про матчать.
Меня задел ряд тезисов, с которыми я не согласен. Тогда не было времени вчитаться в подробности, поэтому я кое-что понял не так и подумал совсем о других вещах. Сейчас перечитал и ряд вопросов и несогласий отпал, но кое-что осталось.
О том, что современная (почему-то называемая романтической) школа имеет под собой традиции и сейчас испытывает кризис. Если пеослушать, как играли Чайковского в начале 20 века и в конце, можно услышать, что это два совершенно разных Чайковских в принципе. Я немного слышал таких архивных записей, поэтому не могу утверждать, что такое исполнение, которое я слышал, в начале 20 века являлось традиционным, а не частным случаем. Не могу сейчас найти для сравнения, попозже как будет время ещё поищу.
Так вот если сравнивать ту запись с современными, то выглядит это примерно как Бах в исполнении
Паоло Пандольфо (архивный Чайковский)
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2407373и Бах в исполнении Ростроповича... (это современные записи).
Так же приведу в пример стариков - Иегуди Менухина, виолончелиста Григория Пятигорского, пианиста Артура Рубинштейна. Они играют совсем по-другому, это другое выражается не в философско-эмоциональных взглядах, а в конкретных технических вещах: артикуляции, отношении к ритму и фразировке. Сейчас к этому подходят совсем с другой стороны, с той, с которой ноги растут...
Я считаю, что кризис академической школы происходит сейчас как раз потому, что ещё одна традиция прерывается. Как сейчас играют Шуберта всякие Павлы Егоровы и иже с ними навевает невыразимую тоску...
Я для себя объясняю такие перемены тем, что в консерватории остаются преподавать люди, не всегда достойные этого. Для многих не секрет, что часто на месте преподавателей там оказываются люди, заслужившие это место не музыкальными, а "политическими" (или около того) поступками (лил их отсутствием). В итоге достойных людей раз-два и обчёлся.
Так же сильно картину портят эти бесконечные конкурсы, на которых опять же часто протаскивают своих. Либо побеждают те, кто быстрее и громче. Но послушай последних в концерте - скука смертная. Так завоевывают имена далеко не самые достойные.
По поводу прервавшейся докалссицистской традиции я тоже не до конца согласен.
Если, например, послушать как Рахманинов играет "Гавот" Баха
http://www.youtube.com/watch?v=Firnn9Cfb3wа потом как он играет себя
http://www.youtube.com/watch?v=oA0kXDMKiLgможно заметить, что он делает это принципиально по-разному.
В случае с Бахом никаких длинных романтических фраз, артикуляция детальная. "Хорошие"-"плохие" на уровне "дай бог многим клавесинистам", кроме того очень ясно показывает и жанр и некоторые гармонические подробности вполне барочными ритмическими средствами.
Кроме него другой пример - Иегуди Менухин, его много можно послушать в сети. Или Владимир Нильсен, его в сети, боюсь, не много. У него есть архивная неоцифорваная запись (дома у моего педагога) "Итальянского концерта" Баха, которая меня тоже сильно впечатлила.
Эти примеры позволяют мне думать, что традиция не прерывалась окончательно. Как сейчас на единицах держится 19-вековая романтическая традиция, так же на некоторых людях держалась и барочная до нашего века. Так что HIPP - это не практика с нуля, всегда были люди, которые знали "правила игры". То, что сейчас это так называется и набирает такие обороты, это, как мне кажется, лишь реакция на то, что музыкальная традиция уходит слишком далеко от своих корней, а кто-то эти корни пытается сберечь.
К вопросу же остальной дискуссии.
Я не очень люблю слово "аутентизм" за претенциозность. Оно обязывает чем-то доказывать, что ты именно "подлиный". А я считаю, что подлиность невозможна, подлиным это было в своё время, воспроизведённое своими людьми для своих людей. Сейчас это просто игра в старые игры по старым правилам. Игры от этого не становятся менее интересными, не находят меньший отклик в современных сердцах. Наоборот, старые правила придают общей картине некоторую естественность. Играть Баха как сейчас учат в консерватории - это "лезть со своим уставом в чужой монастырь".
А то, что людьми даже в таком "историческом" виде сейчас это воспринимается по-другому, это не плохо и не хорошо. Это как есть и с этим ничего не сделать. Но важно, на мой взгляд, что одна и та же музыка, воспринимается публикой с большим откликом, когда исполняется музыкантами "исторического" лагеря. Эти "старые правила" естественны для этой "старой музыки", поэтому в них она живёт.
Я на жене опыт проводил, она у меня не музыкант, но музыку любит. Бетховен в исполнении Караяна заставил её скучать ко второй минуте. Он же в исполнении Франса Брюггена захватил до конца.
Orseolo, очень толковый анализ Баха и Вайса.
Я бы, правда, не придавал такого значения разным средствам, вроде гармония - это лучше-интереснее, а фактура - это менее интересно. Одновременно и тем и другим пользоваться было бы дурным тоном, Бах взял гармонию в этом случае, в других он запросто и фактурой всё делал. Равно как и у Вайса и гармонических интересностей хватает, но в других пьесах. Настраивать лютню на простых аккордах как-то сподручнее)) да и разыграться на разных видах арпеджио тоже)) Она, Вы правильно сказали, просто на своём месте.
Разговор о языке и произношении - интересная тема, но в другой раз, когда будет время обязательно вставлю свои пять копеек.