Спасибо большое, это чрезвычйно интересно!
я Бейер после Вашей ссылки послушал, но если честно мне кажется это просто другой уровень, чем у Кремера, я не поклонник его , но здесь как раз вариант, когда я могу сказать, что он играет, может быть не близко мне, но в его этой взвинченности, капризности, нервозности есть личная цельность - она убедительна.
Да, мне это важней исторических штрихов... а разве может быть по-другому?
"Полет в космос" и "путешествие во времени" - аналогии... ммм... для меня сложные. Без всякой иронии, вроянтно ,я просто тут их не понимаю до конца. У меня ни то, ни другое не ассоциируется с впечатлением от искусства. Если даже понимать "Полет в комос" условно, как некий интенсивный духовный опыт, то мне сложно сопоставить его по уровню с познавательным "путешествием по времени". Я понимаю, "путешествие во времени" тоже может быть духовным опытом... но тогда см. ниже)))
Я как бы не понимаю, почему они вообще сопоставляются, это совершенно разные вещи.
Цитата:
Я не понимаю другого. Почему для вас живая музыка - это ТОЛЬКО если играют "как сейчас"?
ну потому жить в прошлом нельзя, жить можно только сейчас.
установка "как тогда" - это уже опосредование, ссылка на что-то... она как бы заслоняет личность исполнителя и автора.
Поэтому и Мандельштам подходил так. Для него важнее то, что Данте жил, а не то, что 600 лет назад... то есть фактически для Мандельштама Данте жив (это не значет что Мандельштам понимает его как современника! потому что совремненник это тоже исторчиеское относительное понятие, а жив - это просто жив, сейчас, вне истории).
Я кстати понимаю это буквально, у меня впервые в юности с Шопеном было очень ясное ощущение, что он жив в своих сочинениях - то есть дух жиевт где хочет, да? Было тело, теперь музыка... сейчас я его мало слушаю совсем, но когда слышу мне и сейчас кажется, что у него это интенсивней чем у других, он как-будто просто себя последовательно записывал.
Для меня и Бах так же жив, и для Фуртвенглера (я это слышу), а тут приходит Кафе и говорит мне, что Бах давно и конкретно умер... но это я могу и в энциклопедии прочитать.
Но все это не исключает знания исторического контекста, и Мандельштам его знал и стремился узнать... понять Данте без специальных знаний вообще нельзя, там слишком много конкретных метафор и сравнений, основанных на современных ему реалиях. Да, и в музыке много такого - если значение ламенто мы еще распознаем на слух, то "мотив креста" надо просто знать. Но просто это не всегда крайне важно...
Например, для того, чтобы понять строфу, где используется метафора с "зеленым сукном" не обязательно знать, что под Верной были такие состязания, где они в приз получали отрез сукна. Это интересно - любой нормальный читатель попытлая бы узнать, что это значит, но в целом для понимания метафоры это не обязательно (хотя там цвет играет некоторую роль)... Но гораздо важнее тут, что его учитель "казался победителем, а не побежденным".
Но и здесь есть подводный камень - метафора Данте прозрачна, структурно ясна, в принципе если ты узнал все буквальные значения, то ты ее поймешь (при минимальном художественном чувстве - будем считать что у человека дочитавшего Комедию до 15-й песни оно есть).
Но, например, знания реалий не помогут понять многие стихи Мандельштама, если просто не совпадает мироощущение, миропонимание.
Теоретически, анализируя смыслы, здесь тоже можно подвести к пониманию, но шансов намного меньше, чем с Данте.
И даже для носителя языка.
Я вообще не говорю о том, что не нужно изучать источники и историю, я сам с удовольствием этим занимаюсь - просто я убежден, что коль скоро мы говорим о человеке (а искусство я понимаю ,как самое высокое проявление человеческого духа), то начинать нужно с того, чтобы отыскать человека, к которому можно обратиться.
Я думаю, что подход Мандельштама к Данте, как раз намного скорее дает понять, чем мировоззрение Данте отличается от мандельштамовского. Он обращается к нему ,как к близкому, но к другому, не к самому себе. Раскрывая себя - он раскрывает другого.