Да тут нет никакой бескомпромиссности... просто исходно само ощущение другое, сам подход. Бескомпроимиссность - это что-то сложное, связанное с препятсвиями, упорством - а мне легко и инетерсно...
Лютня развивалась по -разному. Я не музыкльный историк и очень глубоко не занимался этим вопросом (и кстати это в обещем-то музыканту не всегда нужно, а то может произойти подмена ,вместо музыки во время исполнения, он будет презентовать результаты исторических исследований)))... но у меня сложилось по совокупности опыта (не только музыкального) определенное скромное представление о развитии лютни. Вообще музыка развивалсь по-разному в разных странах. Мейнстрим классической музыки - это немецкая музыка, действительно ее взлет проиходит в эпоху барокко и далее вполть до 20-го века знаменитый тезис не помню кого (Адороно?) "музыка - это немецкая музыка" вполне актуален. Есть исключения конечно, но они не представляют собой такой мощной силы и зачастую являются национальными переработками той же школы. В Италии наоборот музыка фактически закончилась в эпоху барокко... дальше было только такое яркое, но очень особенное явление как итальянская опера. Во Франции она пркатически закончилась в период барокко, даже несколько раньше... были конечно и Берлиоз, и Франк, и Бизе, Сати и символисты итд, и новые школы в 20-м веке, но все равно по сравнению с немецким мейнсримом, или французским барокко - это не такие монолитные и сильные традиции В Англии вообще странно - не так много музыки вообще, но при этом очень сильн овыражена национальная принадлежность, настолько что Гендель звучит как англйиский композитр, и английская музка Гайдна тоже... но в любом случае она тоже иссякла практически в эпоху барокко.
Поэтому я думаю кстати HIPP на таком высоком уровне в Италии - для них это актуально, с этим связана их начиональная музыка, а для немцев HIPP это в общем-то продолжение романтической традиции, которая для них логично и приемственно вытекает еще с эпохи барокко, то есть она практически не прерывалась... у них до сих любительское музицирование очень распространено и на очень высоком уровне, до сих пор по деревням там в любительских хорах кантаты Баха поют....
Ренессансный лютня начинает претерпевать модификации на рубеже 16-17 веков. Условно говоря там два пути намечается: 1) это увеличение количества хоров, добавление басов 2) изменение строя
Во Франции эксперементы со строям приводят к появлению барочного строя, который затем успешно адаптируется в немецкой лютневой музыке (хотя по своему, в своем стиле). Причем в обоих странах новый строй связан с новой музыкой: во Франции стиль бризе, а в Германии высокое немецкое барокко с насыщенными басовыми линиями, богатой гармонической структурой.
В Италии по сути пошли по пути разработки и развития ренессансной лютни - и это связано тоже с музыкой - итальянское барокко обращено лицом к ренессансу как бы, оно очень сильно с ним связано - это скорее логичное завершение ренессансной традиции, чем начало новой музыки
Это не значит, что на немецкой или французской барочной лютне совсем не играли итальянскую музыку,наоброт, влияние итальянской и французской традиции на немецкую было сильным, и очевидно делали переложения, есть и примеры. Но в целом уже явно обозначилось разделение традиций.
Мультиинструментализм нормальная практика для эпохи барокко - но играли все-таки только на инстурментах свой эпохи и своей культуры (могли играть еще и на других инструментах вполне: на гамбе, на флейте, например), потмоу были инструменты группы континуо - ими тоже надо было владеть. Так что могли играть и в разных строях и по таблатуре и по нотам.
Но на ренессансной лютне не играли барочную музыку - может быть только в какой-то короткий переходный период (например, музыка раннего итальянского барокко часто может быть исполнима на 7-8 хорной ренессансной лютне, особенно если переносить басы на октаву, но это связано с вышеупомянутым свойством итальянской традиции), а на барочной лютне уж точно не играли ренессансную музыку.
Я просто не понмиа. зачем тут придумывать что-то. Если у Вас 6-хорная лютня, то просто играете ренессансный репертуар , если 7,8 то можно с оговорками поиграть и ранее итальянское, французское английское барокко, но по в целом нужно будет уже 9,10 хорную лютню или архилютню. Если у Вас лютня барочного строя (ре-минор), то Вы можете играть французскую и немецкую музыку написанную для этих строев, вполне допустимо, думаю, делать транскрипции и переложения современной итальянской и французской музыке (но и в транскрипции желательно учитывать традицию своего инструмента).
И очень много е связано с аппликатурными особенностями инструментов. Я бы даже сказал, что в основном лютневая музыка имеет подчеркнуто инструментальный характер, это ее важная особенность.
Вот и все.
Игра в ансамбле - это отдельная история. Ансамбли тоже по-разному складывались в разные эпохи совершенно разные функции лютни были, средневековье ренессанс - это одно, барокко совсем другое - играть континуо на ренессансной лютне в барочной музыке возможно только как очень компромиссный, такой, наверное, студенческий вариант (и нучно смотреть какой ансамбль ,потому что у нее элементарно не хватит баса для игры континуо).
Я совсем не претендую на какую-то конечную истину, наоборот тема открытая абсолютно, но просто это из совокупности моего опыта
|