Цитата:
Нам - российским лютнистам - очень повезло, что у нас есть мастера, которые делают для нас лютни, а у мастеров есть мы, которые на их лютнях играем.
Думаю, что есть и взаимовлияние. Мы всегда общаемся с Михаилом и Вадимом как до, так и в процессе изготовления инструментов по нашим заказам. У нас есть пожелания, у них есть идеи и эксперименты. Даже если готовый инструмент не устроит, можно сделать ещё один или не один.
Здорово, что у нас вообще это существует.
Но на мой взгляд не хватает все же открытости по отношению к тому, что происходит в этом отношении на западе, не хватает интеграции.
Мастера должны ездить туда, обмениваться опытом учиться, исполнители тоже. Это происходит, но все же в недостаточной степени. И не в последнюю очередь из-за нашей собственной инертности.
Не стоит забывать, что лютневая музыка - это европейская традиция. И полгода, где-нибудь в Европе на обучении, на общении с исполнителями мастерами, в окуружении той культуры, в погружении могут равняться десяти годам здеам здесь.
На примере джаза - два дня в Нью-Йорке и ты просто выброшен напрочь из российского контекста. Первый гитарист России там будет не просто 20-м или 40-м, а где-то вообще неизвестно где...
Такие вещи и отрезвляют и заставляют двигаться дальше...
Я искренне восхищаюсь нашими лютнистами и мастермаи... меня восхизает прежде всего свобода, независимость, энергия, воля, недоступные мне...
но также искренне желаю чтобы они могли найти свое место среди европейских музыкантов, чтобы не замыкались в своей среде, которая может обеспечить достаточный отклик, но и может препятствовать росту, раскрытию своего мастерства на новом уровне..
У нас просто в принципе нет этой традиции, не в чем искать и черпать преемственность.
В классической музыке связь все-таки была установлена Чайковским, Глинкой, Шоставоичем - и то сейчас кажется, что связь эта иллюзорная... что "великая" школа не так уж велика сама по себе... кроме отдельных имен.
А в лютне такого вообще нет.. не на что опереться. Один спойкойный день в Сан Франческо делла Винья в Венеции или в Сан Микеле в Павии и лютня отзовется новыми смыслами, она узнает свое, то, из чего рождена, то чем живет.