Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
Лютня - наследие самых древних музыкальных традиций.  
ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ НАЗАД
  
 
   
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
Текущее время: 10 ноя 2024, 01:10

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 29 авг 2016, 20:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 сен 2012, 22:27
Сообщений: 45
У нас случилось весьма примечательное событие. На Первой лютневой школе в одно время оказалось три десятихорных ренессансных лютни русских мастеров – Александра Батова, Михаила Федченко, Вадима Гиньковского.

Мы записали ролик, где я играю Прелюдию Николя Валле на всех этих лютнях.
Конечно, сравнение не совсем объективно. Если лютни Батова и Федченко звучат на расстоянии примерно так же, как и вблизи, то инструмент Гиньковского в руках суховат, но становится намного объёмнее уже на расстоянии 2-3 метра.

На всех лютнях стоят струны Pyramid разной степени изношенности.
Звук записан на ZOOM H5, даётся без обработки.

Отмечу, что все лютни очень удобны, имеют свой характер звучания, очевидные достоинства и небольшие недостатки.

https://www.youtube.com/watch?v=3Z6gJu4jz0M


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 30 авг 2016, 10:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 июн 2012, 18:05
Сообщений: 39
Марина, все лютни хороши. Но лютня Батова отличается, на мой взгляд, более тонким, прозрачным, достаточно быстро затухающим (без всяких там сустейнов, засоряющих гармонии) и одновременно насыщенным звуком. Трудно сказать почему так... Возможно его инструменты уже достаточно выдержанны, т. к. сделанны достаточно давно. Но мне кажется что дело не только в этом. Мне кажется что инструмент у хороших мастеров (а мастера, представленные на твоем видео, все хорошие) звучит так как сам мастер его слышит.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 30 авг 2016, 16:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 апр 2012, 12:29
Сообщений: 92
Спасибо.
Для полноты картины хорошо бы лютню Анатолия Гундиловича добавить.

Цитата:
Мне кажется что инструмент у хороших мастеров (а мастера, представленные на твоем видео, все хорошие) звучит так как сам мастер его слышит.


Не могу не согласиться. И чаще всего кстати и проблема с мастеровыми инструментами именно в том, что мастер слышит часто совсем по-другому.
И иногда вообще совершенно с иной позиции, чем музыкант.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 31 авг 2016, 16:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 сен 2012, 22:27
Сообщений: 45
Да, Гундиловича было бы интересно. Но я не знаю, есть ли в России его десятихорные лютни.
Я думаю, что помимо определённого предслышания инструмента у мастера, есть ещё и внутренний идеальный звук у исполнителя. Часто музыкант на разных инструментах добивается примерно одного звучания.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 31 авг 2016, 19:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 июн 2012, 18:05
Сообщений: 39
Да, Марина. И этот внутренний идеальный звук (а вернее представление о нем) должен хотя бы частично совпадать с тем звуком, который попытался заложить в инструмент мастер.
А вот звучание при отработанном звуке на разных инструментах может быть похожим, но не одинаковым. И это доказывает твоя запись.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 31 авг 2016, 22:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 сен 2012, 22:27
Сообщений: 45
Нам - российским лютнистам - очень повезло, что у нас есть мастера, которые делают для нас лютни, а у мастеров есть мы, которые на их лютнях играем.
Думаю, что есть и взаимовлияние. Мы всегда общаемся с Михаилом и Вадимом как до, так и в процессе изготовления инструментов по нашим заказам. У нас есть пожелания, у них есть идеи и эксперименты. Даже если готовый инструмент не устроит, можно сделать ещё один или не один.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 31 авг 2016, 23:01 
Не в сети
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 19:21
Сообщений: 39
Марина Белова писал(а):
Часто музыкант на разных инструментах добивается примерно одного звучания.

Вот, вот. Полностью согласен, испытал на своей "шкуре". Имел и менял массу различных инструментов и на каждом из них пытался сделать свой звук, который звучал в душе. Использовал различные методы от исполнительско-технических до электронных пока все таки не наткнулся на тот самый инструмент.
P.S. Правда в моем случае речь не о лютне, а гитаре (что думаю не столь важно).


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 02 сен 2016, 19:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 апр 2012, 12:29
Сообщений: 92
Цитата:
Нам - российским лютнистам - очень повезло, что у нас есть мастера, которые делают для нас лютни, а у мастеров есть мы, которые на их лютнях играем.
Думаю, что есть и взаимовлияние. Мы всегда общаемся с Михаилом и Вадимом как до, так и в процессе изготовления инструментов по нашим заказам. У нас есть пожелания, у них есть идеи и эксперименты. Даже если готовый инструмент не устроит, можно сделать ещё один или не один.


Здорово, что у нас вообще это существует.

Но на мой взгляд не хватает все же открытости по отношению к тому, что происходит в этом отношении на западе, не хватает интеграции.
Мастера должны ездить туда, обмениваться опытом учиться, исполнители тоже. Это происходит, но все же в недостаточной степени. И не в последнюю очередь из-за нашей собственной инертности.

Не стоит забывать, что лютневая музыка - это европейская традиция. И полгода, где-нибудь в Европе на обучении, на общении с исполнителями мастерами, в окуружении той культуры, в погружении могут равняться десяти годам здеам здесь.

На примере джаза - два дня в Нью-Йорке и ты просто выброшен напрочь из российского контекста. Первый гитарист России там будет не просто 20-м или 40-м, а где-то вообще неизвестно где...
Такие вещи и отрезвляют и заставляют двигаться дальше...

Я искренне восхищаюсь нашими лютнистами и мастермаи... меня восхизает прежде всего свобода, независимость, энергия, воля, недоступные мне...

но также искренне желаю чтобы они могли найти свое место среди европейских музыкантов, чтобы не замыкались в своей среде, которая может обеспечить достаточный отклик, но и может препятствовать росту, раскрытию своего мастерства на новом уровне..

У нас просто в принципе нет этой традиции, не в чем искать и черпать преемственность.

В классической музыке связь все-таки была установлена Чайковским, Глинкой, Шоставоичем - и то сейчас кажется, что связь эта иллюзорная... что "великая" школа не так уж велика сама по себе... кроме отдельных имен.

А в лютне такого вообще нет.. не на что опереться. Один спойкойный день в Сан Франческо делла Винья в Венеции или в Сан Микеле в Павии и лютня отзовется новыми смыслами, она узнает свое, то, из чего рождена, то чем живет.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 02 сен 2016, 22:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 июн 2012, 18:05
Сообщений: 39
Отличная речь, Orseolo! Я и сам удивляюсь, почему у нас игроков на лютне больше чем на семиструнной гитаре).
Казалось бы ведь и ехать никуда не надо, и европейских музыкантов можно поучить как играть. Ан нет, занимаемся не своим делом).


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 02 сен 2016, 23:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 апр 2012, 12:29
Сообщений: 92
Ну не то чтобы не своим... каждый сам себе дело находит...

но очевидно, что в национальном, культурном смысле оно нам - так скажем - не принадлежит... я не хочу углубляться тут в какие-то исторические моменты русской - российской культуры... впрочем я не вижу в этом какого-то препятствия (сам на балайке не играю)))

но говоря именно о нашем предмете... у меня достаточно много знакомых на западе и в среде классических музыкантов и играющих старинную музыку.. и последнее время я не раз слышал отзывы, что вот мол со стороны русских в отношении аутентичного исполнительства есть что-то интересное... причем говорят неопределенно так... у меня сложилось впечатление, что это скорее ощущение чего-то свежего, воодушевленного... там уже аутентизм успел приобрести немного академические черты.. а отсюда идет такая страстная волна непосредственной иногда немного наивной, но все же живой увлеченности...

Потенциал есть, но все же увлеченность и воодушевление это одно - это только предпосылка... а дальше надо это как-то укреплять, формировать... выводить на уровень искусства, настоящего зрелого высказывания.

У меня была возможность пробовать инструменты очень высокого уровня... они не всегда могут соответствовать ожиданиям - и это понятно, но все же это совершенно иная - ну просто принципе иная - культура звука, вообще понимания того, что есть инструмент...

Серьезный исполнитель обязательно должен на этот уровень выходить


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 04 сен 2016, 10:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 июн 2012, 18:05
Сообщений: 39
Orseolo, согласен во всем. Но хотелось бы высказать одно пожелание. Пускай этот так называемый "аутентизм" никогда не приобретет у нас академические черты.
Лучше бы он, на основе всего что мы знаем о нем, преобразовался у нас во что-то новое и интересное.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 04 сен 2016, 10:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 апр 2012, 12:29
Сообщений: 92
Цитата:
Пускай этот так называемый "аутентизм" никогда не приобретет у нас академические черты.


С этим я полностью согласен. На самом деле самые классные профессиональные музыканты, с которыми я общался, в сущности оставались просто музицирующими любителями, (но правда любителями очень высокого уровня...) - это ведь собственно то, для чего музыка и создается.. особенно такая предельно камерная.

академизм убивает этот дух, нужен очень сильный личный творческий императив, чтобы в академический системе сохранить эту непосредственную увлеченность, любопытство, страсть.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 04 сен 2016, 11:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 июн 2012, 18:05
Сообщений: 39
Отлично! Так и напишем, для всех поколений "аутентистов".
Императив: увлеченность, любопытство, страсть и никакого академизма! Ура!))


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сравнение трёх десятихорных лютен мастеров А.Батова, М.Федч
СообщениеДобавлено: 08 сен 2016, 19:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 мар 2010, 21:31
Сообщений: 100
Весьма любопытно, Марина!

Было бы здорово добавить в эту компанию мою батовскую 10-хорку конца 90х.

Эти лютни хороши все, но в первой мне немного нехватило мощи и звонкости (верха). Вторая - слишком длинновата, иногда отзвуки и резонансы немного грязи дают. В третьей хотелось бы чуть больше плотности.
Может, я просто привык к своей 10-хорке, мне кажется в ней как раз всё удачно сбалансировано.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron