Правая рука. 'p-i' или/и 'm-i'.
Глава XXI. Тираты (tirata - см. ниже), под которыми нет точек всегда исполняются большим пальцем, как на лютне, так и на китарроне.
Глава XXII. Там где есть точка под цифрой, всегда следует играть только указательным пальцем, и следующую цифру без точки на той же струне, играть средним пальуем, или же большим, что одно и то же, в зависимости от ситуации. Эти замечания следует особо принять во внимание начинающим, потому что не малое значение имеет приучить пальцы к порядку. И так как я видел множество таблатур, в которых не было вообще точек, и также таблатур, где точки были расставлены наихудшим порядком, я хочу дать правило, по которому каждый сможет определить с какого пальца начинать исполнять фразу.
Глава XXIII. Правило заключается в том, что всегда последняя цифра 'тираты' исполняется указательным пальцем вверх, и отсюда можно начать отсчитывать. И так как отсчитывать может быть придется слишком долго, для краткости скажу что первую цифру "тираты" всегда следует играть большим пальцем вниз, или средним пальцем, что одно и то же, принимая во внимание, что предшествующая ей цифра (или пиццикато) находится на четной доле в группе, т.е. два, четыре или шесть, когда же это пять, или три, или один, тирата должна начинаться с указательного пальца вверх. И это правило применяется без исключения.
На первый взгляд описание довольно запутанное, но, елси разобраться, правила ясные, и действительно могут применяться без исключений.
tirata - насколько я понимаю в данном случае линейный пассаж или фраза, исполняемая щипком, в противоположность pizzicata (несколько звуков исполняемы одновременно см. выше) Т.е. речь идет не о музыкальной фразе, а просто о группе цифр равной длительности, которые линейно играются подряд без какого либо второго голоса.
Начиная с конца: по сути Пиччинини описывает технику игры p-i-p-i (m-i), которая была основным приемом исполнения линейных пассажей на ренессансной лютне. На нечетные ноты в тирате он предлагает играть большим или средним пальцем по ситуации. На четные указательным. То, что он предлагает вести отчет нот с последней ноты в "тирате", и что эта нота всегда играется указательным пальцем, не должно вводить нас в заблуждение, поскольку еще раз обращаю внимание, что речь идет не о музыкальной фразе, которая как раз в большинстве случаев будет заканчиваться на сильную долю, и соответственно должна играться большим или средним пальцем.
Касательно того, что тираты без точек всегда исполняются большим пальцем: речь идет о "тиратах", в которых нет точек вообще, а не об отдельных цифрах, под которыми нет точек. По таблатурам Пиччинини видно, что это как правило басовые ходы.
Напомню, что положение руки у него при этом thumb outside (Nigel North играет p-i-p-i в таком положении.). Также напомню, что очень быстрые группетто в каденциях он предлагает играть переменным штрихом одним указательным пальцем.
И, кончено, нужно обратить внимание, что "расшифровка" точек таким образом может быть не всегда применима в таблатурам других авторов. Тогда, если следовать совету, Пиччинини, находим последнюю ноту в "тирате" и отсчитываем порядок от нее, далее смотрим на четной ли доле предшествующая ей цифра или аккорд, и делаем выбор))) Хотя на практике такое сложное правило навернео может пригодится только совсем начинающему музыканту, поскольку логика применения техники p-i (m-i) настолько самоочевидна, что после небольшой практики любой музыкант интуитивно сможет определять нужный порядок пальцев.
|