Лютнисты XX века
Лютня - наследие самых древних музыкальных традиций.  
ГЛАВНАЯ ПОИСК КАРТА КОНТАКТ НАЗАД
  
 
   
Информационный сайт лютневой и гитарной музыки
Текущее время: 10 дек 2024, 21:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
На русском практически нет информации о так называемом Early music revival в XX веке. Мне кажется, нужно помнить, благодаря кому мы сейчас имеем возможность слушать и играть старинную музыку на исторических инструментах. Я сюда выложу то, что мне удалось раскопать (изначально я это всё писал на terraguitar, но здесь, пожалуй тоже должно быть). По желанию администратора сайта можно это потом как-то причесать и оформить в виде отдельного раздела. За точность информации, к сожалению, не могу ручаться - это всё по обрывкам собиралось из сети, и источники иногда противоречат друг другу. Если кто найдет ошибки или неточности - пожалуйста поправляйте. В основном буду писать про лютнистов, но и сопутствующие материалы тоже могут быть интересны. Дополняйте, пожалуйста.

Всё началос с того, что я в прошлом году случайно наткнулся на эту вот фотографию:
http://luna.folger.edu/luna/servlet/det ... front-view

К своему стыду, я раньше ничего не знал об этом человеке. Это Арнольд Долмеч (1858-1940), английский музыкант, музыковед и инструментальный мастер. Он был одним из родоначальников исторического исполнительства и реконструкции старинных инструментов. В 1893 году он изготовил свою первую лютню.

У меня пока нет готового текста на русском про него, но вот несколько ссылок и фотографий:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0% ... 1%8C%D0%B4
http://www.dolmetsch.com/historypage.htm

Изображение Изображение

Здесь можно услышать как Арнольд Долмеч играет на лютне (его сын Рудольф играет на гамбе, видео разумеется не соответствует аудио):
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... DcvJRuBAfI

Статья на Википедии, конечно, совершенно не отражает масштаба личности. Могу порекомендовать две книжки: одна - полностью про Домеча, Dolmetsch: The Man and His Work (Margaret Campbell), другая - про историю возрождения старинной музыки вообще, The Early Music Revival: A History (Harry Haskell). Их, правда, не так просто найти, но у букинистов есть.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Диана Пултон (1903 - 1995)

Изображение

Диана Пултон, урожденная Эдит Элеонора Диана Хлоя Кибблуайт, родилась 18 апреля 1903 года в городке Сторрингтон (графство Сассeкс, Англия). Она впервые услышала лютню, когда ей было около 15 лет. Мать Дианы познакомилась с Арнольдом и Мейбел Долмеч во время Первой Мировой войны. После войны Диана с матерью посещали концерты Арнольда Долмеча в зале Гильдии деятелей искусств в Лондоне, где они могли услышать разнообразную старинную музыку и инструменты. Мистер и миссис Долмеч иногда посещали семью Дианы в Лондоне, и Арнольд Долмеч иногда приносил с собой лютню. После недолгих уговоров он играл для них. Долмечу в это время было около 60 лет. Он был занят реставрацией и конструированием старинных инструментов и возрождением старинной музыки для клавишных инструментов, виол, блокфлейт и лютен. Естественно, что его лютневая техника была далека от совершенства, но Диана вспоминала, что, несмотря на скромные возможности, у него был необыкновенно красивый звук и музыкальное чутье, и она была совершенно зачарована его игрой.

Когда Диана выразила желание учиться играть на лютне, потребовалось некоторое время, чтобы найти подходящий и доступный инструмент. Миссис Кибблуайт, хотя сама она не играла на лютне, скопировала некоторые произведения из Британского музея и Университетской библиотеки Кембриджа и научила Диану читать табулатуры. Диана продолжала заниматься самостоятельно, во время своего обучения в Школе изящных искусств Слейда (1919-23). Там она познакомилась с Томасом Пултоном, который, по ее словам, всячески поддерживал ее интерес к лютне. Они поженились в 1923.

Диана рассказывала, что когда она почувствовала, что достаточно продвинулась в своих занятиях, примерно в 1922 году, она решила просить Арнольда Долмеча продолжить ее обучение. Но Долмеч не обладал талантом преподавателя, и его нетерпение и вспыльчивость доводили чувствительную Диану до слез к концу почти каждого урока. В 1925 году она не выдержала и сдалась, забросив лютню почти на полгода. Сын Арнольда Долмеча, Рудольф, старался уговорить Диану не бросать занятия. Он говорил ей, что его отец научился всему, что знал о лютне, из книг в Британском музее, и она могла бы пойти тем же путем. Так Диана начала собственные исследования. Она обнаружила, что Долмеч основывал свою технику на трактате Томаса Мейса. Она стала искать более ранние источники, и открыла Адриана ле Руа, Томаса Робинсона, Жана-Батиста Безара и других. Она существенно преуспела в своих занятиях и начала давать концерты вместе с Рудольфом и его женой Миллисентой, которая играла на басовой виоле.

В 1926 состоялась первая радиотрансляция Дианы, по приглашению Джулиана Гербиджа из музыкального департамента BBC. В итоге Диана приняла участие примерно в 400 радиотрансляций и смогла донести лютневую музыку до слушателей, которые иначе даже не узнали бы о существовании лютни. Диана и известный певец Джон Госс записали, вероятно, первую в истории пластинку лютневых песен для HMV. Через Госса Диана познакомилась с Питером Уорлоком, который, хотя и редактировал лютневые песни для фортепьяно, никогда до этого не слышал лютню. Ему так понравилась игра Дианы, что он отдал ей около 300 копий лютневых песен с табулатурами, которые он, вместе с Филипом Уилсоном, переписал из коллекции Британского Музея. Это было настоящее сокровище, так как в то время все приходилось копировать вручную.

...

Оригинал на англ.: http://www.cs.dartmouth.edu/~lsa/public ... nCurry.pdf


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Диана Пултон (продолжение)

Постепенно живопись отходила для Дианы на второй план, и скоро игра на лютне стала ее основным занятием. Она играла сольно и в ансамбле в шекспировских спектаклях в Стратфорде-на-Эйвоне, в «Олд Вике» и лондонском Вест Энде. Арнольд Долмеч, услышав ее игру впервые за пять лет, пригласил ее играть на фестивалях в Хейзелмире и на концертах в Лондоне. Диана говорили, что с момента, когда он наконец принял ее, он был неизменно добр к ней, и всячески старался помочь. Диана всегда была безмерно благодарна Долмечу за все, что она узнала от него о старинной музыке. Она рассказала об одном особенно трогательном эпизоде, когда Долмеч подарил ей свою виуэлу, сразу после ее концерта на фестивале, со словами, что он никогда не смог бы играть на ней так же хорошо, как она. Это стало началом ее интереса к испанской музыке.

Помимо выступлений на фестивалях в Хейзелмире и передач на BBC, Диана давала концерты по всей Великобритании, с большим успехом.
В 1930-е Диана начала всерьез собирать лютневые пьесы Джоны Доуленда. И ее интерес к нему и к его эпохе вырос почти до одержимости. Проводить исследования в то время было гораздо труднее чем сейчас: не было ни микрофильмов, ни библиографий, и все документы приходилось переписывать вручную. Иногда приходилось совершать путешествия или просить друзей скопировать нужный материал. Музыка, книги и документы, переписанные Дианой, занимали множество тетрадей. Во время Второй Мировой войны ей, как и всем остальным, пришлось выполнять другую работы, но ей все равно удавалось делать регулярные передачи на BBC и продолжать свои исследования по Доуленду. Она делала программы с музыкой Доуленда и елизаветинской поэзии и погрузилась в изучение истории и литературы 16 века.

После войны стали появляться другие лютнисты: в Германии в конце 40х – Вальтер Гервиг, в Англии в начале 50х – Десмонд Дюпре и Джулиан Брим (оба стали близкими друзьями Дианы). Иэн Харвуд брал у Дианы уроки. Почувствовав разницу между историческими инструментами и распространенными в то время тяжелыми немецкими лютнями, он заинтересовался реконструкцией старинных инструментов. Он стал первым после Арнольда Долмеча, кто вернулся к изготовлению аутентичных лютен. Интерес к лютне рос удивительно быстро, и в 1956 Харвуд предложил Диане создать лютневое общество. Общество было создано в тот же год, Диана стала его председателем, а Иэн Харвуд – секретарем. Это было первое лютневое общество в мире, и оно положило начало созданию подобных организаций и в других странах. Диана активно занималась делами общества, пока преклонный возраст не заставил ее уйти на покой, но по желанию членов общества она оставалась его президентом до самой смерти.

Важность исследований в области лютни и лютневой музыки быстро росла. В 1957 году Диана посетила конференцию в Париже, спонсированную Национальным центром научных исследованием Франции. Примерно в это же время Диана осознала, что для написания монографии о Доуленде ей придется сократить свои упражнения в игре на лютне. Количество учеников также все увеличивалось, и когда исследования и преподавание стали заметно отражаться на качестве ее игры, Диана приняла решение оставить концертную деятельность. Так начался период в жизни Дианы Пултон, лучше всего известный большинству лютнистов сегодня – ее работа в качестве исследователя, писателя и преподавателя.


***

Совсем недавно вышла биография Диана Пултон, Diana Poulton: The Lady with the Lute (Thea Abbott)
Купить можно здесь: http://www.vanedwards.co.uk/SmokehousePress/diana.htm

Вот еще изумительный совершенно текст. Воспоминания Сюзанны Блок, как они с Дианой Пултон на пару против Долмеча воевали:
http://www.cs.dartmouth.edu/~lsa/old/Saga.html


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Диана Пултон (окончание)

С появлением микрофильмирования исследовательская работа стала гораздо легче. Стало возможным копирование документов из зарубежных библиотек. Пока Диана работала над книгой о Доулэнде и его творчестве, она также готовила, вместе с Бэзилом Лэмом, собрание музыки Доулэнда, которое было закончено раньше, но первой была опубликована монография. Диана потратила годы на исследования. Ей пришлось изучить особенности старинных стилей письма, чтобы прочесть бесконечные письма и другие документы, свидетельствовавшие о жизни Доуленда, а также трактаты о музыке.

Когда эти две книги были закончены, издательство «Фабер» заключило с ней контракты на другие публикации. Ей предложили написать статьи об английских композиторах-лютнистах, статью о виуэле и, в сотрудничестве с Иэном Харвудом, статью о лютне в Новом музыкальном словаре Гроува. Кроме того, в эти годы она продолжала свои исследования и публиковала журнальные статьи об английских и европейских композиторах, старинной музыке и технике игры.

В 1968 году Диана стала первым профессором лютни в лондонском Королевском музыкальном колледже, а два года спустя была выбрана его почетным членом (Hon. RCM). Она ушла с этой должности в 1979 году, но продолжала свои исследования. Появились новые материалы и манускрипты, недоступные на момент публикации ее книг о Доулэнде. Второе издание «Собрания лютневой музыки Джона Доуленда» было опубликовано в 1978, второе издание «Джона Доуленда» - в 1982.

Диана надеялась, что после 80 ей удастся уйти на пенсию и окончательно поселиться в Хейшотте, но обязательства перед «Фабером» заставляли ее продолжать исследования и готовить публикации. Прежде чем состояние здоровья заставило ее наконец прекратить работу, в 1991 она опубликовала «Самоучитель по игре на ренессансной лютне».

В истории лютни в 20 веке не было другого такого человека, который оказал бы влияние на стольких людей по всему миру, благодаря своей концертной, исследовательской и преподавательской деятельности.

В 1975 году Диана писала: «Теперь, когда мне исполнилось 72, я думаю, что же все-таки значила для меня лютня все эти годы. Пожалуй, сначала я относилась к ней как к приятному времяпрепровождению в конце рабочего дня. Со временем мое отношение изменилось, и лютня стала для меня чем-то вроде духовного пристанища. Ее изящные линии, тихая красота звука и интеллектуальная глубина музыки, казалось, давали опыт совершенно отличный от материализма современного общества, жадности, суеты и насилия, окружавших со всех сторон. Хотя она была для меня также и средством заработка, я не думаю, что денежные вопросы когда-либо были на первом месте в моей работе, так как многое я делала совершенно бесплатно»

Диана Пултон умерла в возрасте 92 лет, 15 декабря 1995 года. Последние годы жизни она жила с дочерью и зятем в своем коттедже в Хейшотте, который был ее домом с 1927 года.

---

Книга Дианы Пултон "Джон Доуленд" есть целиком на Google Books: http://books.google.com/books?id=gM4ikv ... frontcover


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Сюзанна Блох (1907 - 2002)

Изображение Изображение

Сюзанна Блох родилась 7 августа 1907 года в Женеве, в семье композитора Эрнеста Блоха. В 1916 году она переехала в США, где ее отец получил работу в качестве дирижера и преподавателя. Сюзанна мечтала стать композитором, как и ее отец, но Эрнест Блох был категорически против этого, и ей пришлось реализовать себя в качестве музыканта. В 1925 году она отправилась в Париж, чтобы учиться музыке у Нади Буланже и Карлоса Сальцедо. Затем она какое-то время училась в Германии, где услышала как Марго Эйнштейн (падчерица Альберта Эйнштена, который был другом отца Cюзанны) играет на лютне. Точнее, это была не настоящая лютня, а немецкая лютневая гитара, но об этом Сюзанна узнала только когда вернулась во Францию, уже купив себе такой же инструмент.

Во время поездки в Англию в 1933 Сюзанна познакомилась с Арнольдом Долмечем. Он предложил ей приобрести настоящую лютню, и она купила у него восстановленный им старинный инструмент начала 17 века. В 1935 году она уже играла на лютне вместе с Дианой Пултон на фестивале в Хейзлмире. Ее первый сольный концерт в США состоялся в 1938 году в Нью Йорке. С этого момента она начала часто выступать не только в Америке, но и в Канаде и Европе. Помимо лютни, она играла также на верджинеле и блокфлейте. Долгое время она оставалась единственным профессиональным лютнистом в США.

С 1942 по 1985 год Сюзанна преподавала в Джульярдской школе искусств в Нью Йорке. В 1966 году она стала одним из основателей Американского лютневого общества, и была его президентом с 1974 по 1977 год.

Сюзанна Блох умерла 29 января 2002 года в своем доме в Манхеттене. Ей было 94 года.

***

Тут я за точность информации не ручаюсь. Довольно мало источников, и они друг с другом не очень согласуются. Но примерно так... Вот тут еще несколько хороших фотографий Сюзанны: http://www.anstendig.com/Musicians/suza ... _index.htm


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Газетная заметка 1963 года о концерте Сюзанны Блох

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Еще одна фотография Сюзанны Блох, 1932 г.
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
ВИУЭЛА работы Арнольда Долмеча, 1937 г.
http://www.horniman.ac.uk/object/M36-1983

Лютня работы Арнольда Долмеча, 1893 г.
http://www.horniman.ac.uk/object/M11-1983

В 1904 году к Долмечу с просьбой изготовить лютню обращался Джеймс Джойс. Он собирался с ней "путешествовать вдоль южного побережья и петь английские песни". Но Долмеч ему ответил, что лютню он уже делал несколько лет назад, и вряд ли будет делать еще, и вообще на ней сложно играть, и настраивать замучаешься...


Последний раз редактировалось dmedv 13 янв 2016, 04:42, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Вот прелюдия для лютни, написанная Сюзанной Блох. Как ни странно, обнаружилась она в альбоме Джона Кейджа "Notations". Это сборник манускриптов современных композиторов, в осноыном довольно изощренные формы нотной записи.

http://s28.postimg.org/75bfywmn1/prelude.jpg

http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... 58IKjOPfWc


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Эмилио Пухоль с разными виуэлами:

Изображение Изображение
Изображение Изображение

Есть подозрение, что справа вверху - виуэла работы Игнасио Флеты.

Другую виуэлу, которая слева, можно рассмотреть здесь:
http://www.schrammguitars.com/pujol.html
Кто делал - не знаю.

Третья, самая старая, справа внизу - копия виуэлы из музея Жакмар-Андре, изготовленная Мигелем Симплисио.
Хопкинсон Смит в одном интервью утверждает, что у Пухоля еще была виуэла работы Долмеча.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Мишель Подольски (1928 - )

Изображение

Бельгийский лютнист. С 1948 года играл в ансамбле Pro Musica Antiqua.

Здесь можно скачать его запись двух лютневых сюит Баха (примерно 1955 г.):
http://randomclassics.blogspot.com/2012 ... -of-j.html


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Наткнулся на интересную заметку в английской газете The Musical Times от 1 ноября 1890 года:

Изображение

Из нее следует, что уже в то время устраивали концерты с участием лютневых инструментов. Упоминаемый в заметке Френсис Гальпин был известным музыковедом и коллекционером старинных инструментов. Его жена играла на лютне. Вероятно речь идет не о реконструкциях, а об оригинальных инструментах, которые были в рабочем состоянии.

Ансамбль Френсиса Гальпина в 1910 году. Сам он справа, играет на гамбе. У дамы в центре в руках, кажется, орфарион:

Изображение

Книга Гальпина "Старинные английские музыкальные инструменты". Опубликована в 1910. В ней есть глава о лютне.
http://archive.org/details/cu31924022446672


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Вальтер Гервиг (1899 – 1966)

Изображение Изображение

Известный немецкий лютнист и хоровый дирижер. Сначала играл на лютневой гитаре, но затем перешел на настоящую лютню. Пишут, что он начал преподавать лютню в 1928 в Берлине (Akademie für Kirchen- und Schulmusik), но я сомневаюсь, что в то время в Германии можно было раздобыть аутентичный инструмент, и тем более преподавать игру на нем, так что скорее всего это была все та же лютневая гитара. С 1952 он вел класс лютни в Национальной академии музыки в Кельне. В 1965 году, за год до смерти, он получил приз Deutschen Schallplattenkritik за запись сюиты Баха для лютни соль минор (BWV 995).

Это почти вся информация, которая есть. В немецкой википедии вроде побольше, но я не знаю языка: http://de.wikipedia.org/wiki/Walter_Gerwig

Зато в интернете довольно много его записей. Вот, например, фрагмент той самой записи сюиты Баха:
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... CcTPtjRJKw


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Густа Гольдшмидт (1913 - 2005)

Изображение Изображение Изображение

Про нее, к сожалению, почти ничего не удалось найти, кроме того, что она преподавала в Консерватории имени Свелинка в Амстердаме и воспитала многих лютнистов. Она сделала переложения для лютни всех сонат и партит Баха для скрипки, и как минимум двух его сюит для виолончели.

Вроде есть про нее статья в журнале английского лютневого общества за 2005. Заказал, как привезут - переведу, если будет что-то информативное.

Фотографии, кстати, отсюда:
http://le.luth.free.fr/precurseurs/renouveau.htm
Там еще есть две ранние фотографии Дианы Пултон.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лютнисты XX века
СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 01:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2011, 22:44
Сообщений: 109
Откуда: Baltimore, MD
Герман Хаузер I делал лютни...

Вот например его лютня аж 1918 года: http://www.musurgia.com/products.asp?Pr ... 1813292013
А вот 1925 (если повар нам не врет): http://www.trilogyguitars.com/www2/shop ... haulutcsmc

На первой лютне "гитарный" струнодержатель с косточкой, и на обеих металлические лады.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron